Поздравление управляющего директора ПАО «МОЭК» Д.Н. Башука с 90-летием московской системы централизованного теплоснабжения


Уважаемые коллеги!

Ровно 90 лет назад Москва начала создавать свою уникальную систему централизованного теплоснабжения, у истоков которой стояло предприятие «Теплосеть МОГЭС». Сейчас наша компания является преемником традиций теплоэнергетиков прошлого, сумевших буквально «с нуля» начать реализацию не имеющего мировых аналогов проекта в сфере теплоснабжения.

Обеспечение теплом и горячей водой одного из крупнейших городов мира с исторически холодными зимами — нетривиальная задача. В основе ее решения лежала идея о комбинированной выработке тепловой и электрической энергии на теплоэлектроцентралях и доставка тепла потребителям по разветвленной сети трубопроводов. За минувшие десятилетия возводились ТЭЦ, прокладывались сотни и тысячи километров тепловых сетей, строились насосные станции и тепловые пункты.

Сегодня на нас лежит огромная ответственность по дальнейшему развитию и совершенствованию системы теплоснабжения, соответствующей растущему уровню Москвы как крупнейшему мегаполису мира.

С момента вхождения «МОЭК» в Группу Газпром было много сделано для совершенствования столичного теплоснабжения. Мы не только занимаемся текущим обеспечением москвичей теплом и горячей водой, но и ведем масштабную работу по подключению к теплоснабжению новых объектов, разрабатываем и внедряем новые технологии, учимся эффективно работать в условиях стремительно меняющегося мира.

Уже сейчас 40% тепловых сетей Москвы переложено в трубах с ППУ-изоляцией, практически исключающей тепловые потери. Активно используется внутритрубная диагностика, повышающая качество эксплуатации. Приобретается новая техника, обеспечивающая удобство персонала при проведении ремонтных работ на сетях.

Новым этапом развития «МОЭК» становится широкое внедрение цифровых технологий. Расширяется система диспетчеризации, в онлайн-режиме позволяющая отслеживать параметры работы оборудования и принимать оперативные решения по управлению. Сейчас в нее включено уже свыше 5000 тепловых пунктов, через которые отпускается объем тепла, сравнимый с половиной потребления такой северной страны, как Финляндия. Онлайн-диспетчеризация лежит в основе перехода на более современную систему управления процессом эксплуатации, основным элементом которой станет проект «Мобильный обходчик». В этом же направлении лежит работа по внедрению смарт-технологии по прогнозированию утечек из-за повреждений на тепловых пунктах и разводящих тепловых сетях. Все эти решения направлены на повышение качества нашей работы в интересах потребителя — надежную и бесперебойную поставку тепловых ресурсов с требуемыми параметрами.

Современные технологии прочно вошли и в сферу взаимодействия с потребителями — все больше вопросов можно решить, вообще не посещая офисы «МОЭК» — передача показаний, заключение договоров, обмен документами — все это происходит в цифровом пространстве. 80% потребителей были переведены на электронный документооборот, в том числе организации Правительства Москвы — 98%.

Оптимизация бизнес-процессов позволила упростить процедуру и сократить сроки подключения к централизованной системе теплоснабжения новых объектов Москвы. Средний срок от даты заявки до выдачи проекта договора на техприсоединение в 2013 году составлял 65 дней, в 2020 —17 дней. Каждый год количество новых потребителей возрастает на 400–600 объектов — только за несколько последних лет среди них такие знаковые, как крупнейшая в России новая школа на 2500 мест и самый крупный в мире крытый тематический парк «Остров мечты», десятки объектов транспортной инфраструктуры — станции метро, пересадочные узлы, депо.

Компания реализует масштабный проект по реконструкции ключевых объектов столичной системы теплоснабжения — насосно-перекачивающих станций. В настоящее время уже выполнена реконструкция 6 НПС: «Выхинская — 2», «Проспект Мира — 2», «Люблинская, „Ростокинская“, „Марьинская“, „Бирюлево-Борисовская“. В 2021–2022 гг. будут реконструированы НПС „Чертановская“ и НПС „Сетуньская“.

Особое внимание хочу уделить нашей работе в прошлом, 2020 году. Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для всех нас. Тем не менее, благодаря профессионализму и усилиям всех сотрудников, мы достойно справились со всеми вызовами. Теплоснабжение Москвы обеспечивалось без сбоев, а качество подготовки к отопительному сезону осталось традиционно высоким. Мы смогли уложиться в два месяца вместо обычных четырех и вошли в ОЗП в срок и без сбоев. За это хотелось бы отдельно еще раз поблагодарить всех сотрудников «МОЭК», принимавших участие в подготовке системы теплоснабжения Москвы к зиме.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Идя в ногу с Москвой, «МОЭК» ставит перед собой задачи соответствовать происходящим в городе изменениям и развивать стабильную, доступную и эффективную систему теплоснабжения. Ветераны московской энергетики, вложившие свои силы и годы в ее становление, могут быть уверены — огромный задел надежности, опыта, знаний и любви к своему делу, оставленный ими, послужит надежным фундаментом качественной работы «МОЭК» на десятилетия вперед. Огромное им спасибо от имени нашего поколения москвичей.

Спасибо всем коллегам за работу! Поздравляю с 90-летием московского централизованного теплоснабжения!

Управляющий директор ПАО «МОЭК»

Д.Н. Башук